1. Подготовительные работы
Суть данного этапа асфальтирования заключается в подготовке нижележащего слоя к процессу укладки асфальта. Конструктивный слой дорожной одежды, на который предстоит укладывать асфальтобетонную смесь, должен быть уплотнен до нормируемой плотности и иметь требуемую ровность поверхности. Если на поверхности основания присутствуют существенные неровности, то устраивается выравнивающий слой из того же асфальтобетона или других дорожно-строительных материалов обработанных органическим вяжущим.
При отсутствии на асфальтируемом основании неровностей и повреждений в виде трещин, ям, выбоин, впадин и других дефектов, подготовительные работы включают:
- Очистку основания от грязи, пыли и влаги.
- Подгрунтовку поверхности основания битумной эмульсией или битумом. Подгрунтовка производится не менее чем за 6 часов до укладки асфальта. Жидкий битум или битумная эмульсия наносится на обрабатываемую поверхность с помощью автогудронатора, а также прицепного или ручного гудронатора, равномерным слоем без пропусков. Подгрунтовку асфальтируемого основания из свежеуложенного асфальта можно не производить, если его поверхность не загрязнена и не подвергалась движению транспорта. Кроме того, обработка нижележащего слоя не производится если слои асфальта укладываются один за другим без значительных перерывов (не более 10 суток при отсутствии загрязнений асфальтируемой поверхности и движения по ней транспорта).
При асфальтировании с применением литой асфальтобетонной смеси подгрунтовка основания горячим битумом не допускается, а должна проводиться исключительно битумной эмульсией.
При использовании некоторых видов асфальтоукладочной техники оборудованной модулем для распределения битумной эмульсии , процесс подгрунтовки основания может быть объединен с процессом укладки асфальта, выполняясь таким образом одновременно.
2. Укладка асфальтобетонной смеси
В зависимости от степени участия машин и средств механизации, распределение и укладка асфальта может осуществляться следующими способами:
- Механизированная укладка — все процессы распределения и укладки асфальта выполняются с помощью асфальтоукладочной техники. Механизированная укладка асфальта может осуществляться на ширину от 60 см для асфальтирования пешеходных и велосипедных дорожек, до 12 м — при одновременном асфальтировании двух полос автомобильной дороги.
- Полумеханизированная укладка — наряду с асфальтоукладочной техникой используется ручной способ укладки асфальта для асфальтировки труднодоступных мест.
- Ручная укладка — осуществляется полностью ручным способом. Ручная укладка асфальта применяется при асфальтировании небольших участков (площадью до 30 м2) и труднодоступных для асфальтоукладчика мест.
3. Уплотнение асфальтобетонной смеси
Процесс уплотнения асфальтобетонной смеси следует сразу же после ее укладки. Достижение заданного качества асфальтобетонного покрытия при асфальтировании обеспечивается уплотняющими машинами. Для этих целей могут быть использованы разные методы уплотнения и различные типы катков в зависимости от конкретных условий производства работ по асфальтированию.
Традиционными машинами для уплотнения горячих асфальтобетонных смесей являются катки статического действия, которые могут быть использованы на всех этапах уплотнения асфальтируемых покрытий. В настоящее время широкое применение получают технологические схемы уплотнения с помощью пневмоколесных катков. При уплотнении труднодоступных мест для уплотнения применяются ручные виброкатки или вибрационные плиты.
Горячую асфальтобетонную смесь уплотняют катками сразу же после ее распределения асфальтоукладчиком. Уплотнение начинается с поперечного сопряжения полос и далее производится от краев к оси дороги, а затем от оси к краям. Первый проход катка совершается не доходя до края ранее уложенной полосы на расстояние от 10–20 см.
В процессе уплотнения катки должны осуществлять челночное движение по укатываемой полосе в продольном направлении, перекрывая каждый след на ширину от 20 до 30 см в поперечном направлении. Схема укатки должна обеспечивать равномерное уплотнение по ширине укатываемого полотна, что достигается одинаковым числом прохода катка по каждому следу.
Вид, вес, количество дорожных катков и ведущую машину звена для основного уплотнения подбирают исходя из вида асфальтобетонной смеси, толщины асфальтируемого слоя, скорости укладки и погодно-климатических условий. Ориентировочное количество гладковальцовых катков устанавливают из расчета по 2 катка на ширину от 4,5 до 6 метров укладываемого слоя. На стадии предварительного уплотнения катки работают в статическом режиме. Вибрация на вальцах включается на основном этапе уплотнения.
При асфальтировании с применением литой асфальтобетонной смеси этап уплотнения отсутствует, т. к. смесь имеет вязко-текучую консистенцию и самостоятельно распределяясь по поверхности, набирает прочность при остывании. С другой стороны, при литьевой технологии асфальтирования обязательной является процедура «распределения и запрессовки щебня», производимая сразу после укладки асфальта.
Запрессовка щебня — технологическая операция по приданию покрытию из литого асфальтобетона требуемых фрикционных характеристик путем распределения и втапливания в него горячего черного щебня.